Представляемая методика является трансформационной психологической игрой, ориентированной на женскую аудиторию. Изначально основной задачей автора была психологическая работа с подготовкой женщин к рождению ребенку и помощь в адаптации к материнству. Но в процессе разработки и применения методики на практике оказалось, что ее можно использовать в любых случаях подготовки и достижения различных жизненных целей. Это в целом согласуется с современной отечественной психологией, в которой родительство рассматривается как родительская деятельность, и ей соответственно присущи все атрибуты деятельности: мотивация, исполнительные механизмы, планирование и т.п., а также психологическая готовность к деятельности и адаптация к реальным условиям осуществления деятельности. С позиции теории функциональных систем и учения о доминанте родительство (как реализация репродуктивной функции) является функциональной системой и регулируется репродуктивной доминантой. В этом аспекте ведущим образованием является акцептор результата действия – представление женщины о своем материнстве и этапах его реализации (зачатие, беременность, роды, рождение и воспитание ребенка). Обстановочная афферентация, запускающая мотивацию и построение программы репродуктивной деятельности, включает предыдущий опыт и оценку реальных условий осуществления деятельности. Проблемы возникают тогда, когда в этих компонентах есть противоречия, что проявляется в неготовности к переходу в родительство и дезадаптации к материнству на разных этапах репродуктивного цикла (в беременности, в родах и после рождения ребенка). Основной трудностью в психологической работе с этими проблемами является сложность осознания женщиной этих обстоятельств и ее неготовность к необходимым изменениям себя и своей жизни для эффективной реализации материнства. На преодоление этих трудностей в психологической работе обычно затрачивается много времени и усилий, а главное – возникает сопротивление клиента, осложняющее достижения поставленных целей.
Предлагаемая психологическая игра дает возможность клиенту встретиться со своими внутренними проблемами: с неосознаваемыми конфликтами, своим сопротивлением, неадекватными представлениями, тревогами и страхами. И что очень важно – найти пути решения и получить реальные ресурсы для достижения своих целей.
Средства, используемые в игре, запускают собственные ассоциации клиента, позволяют ему самому моделировать свою жизненную ситуацию, что не только снимает сопротивление, но и способствует выработке средств преодоления препятствий на пути к достижению своих целей. Помимо этого, возможность коллективной игры позволяет увидеть стратегии и ресурсы других участников, что также расширяет возможности осознания и построения эффективной программы деятельности.
Самостоятельным достижением автора и художника являются используемые в игре средства: игровое поле, метафорические карты, дополнительные атрибуты, а также «якорение» результатов при прохождении каждого этапа в символической форме (кукла «пеленашка» или браслет для каждого участника, заполнение индивидуальной «карты путешественника»). Карты рисуночные и вербальные, созданные авторами для этой игры, сами по себе уже являются эффективным психотерапевтическим инструментом.
Очень ценным является то, что еще в самом начале игры участники оказываются перед необходимостью осознать и правильно сформулировать свою цель. Здесь определенную роль играют и процессы внутреннего «психологического пространства», реально влияющие на пространство физическое: если цель поставлена неправильно (не соответствует реальной мотивации, не адекватна ситуации и т.п. – что обычно не осознается), то участник «волшебным образом» не сдвигается с начального круга и не может перейти к началу игры. В этом случае приходится переформулировать цель – а это и есть работа с мотивацией. Перейти к этому шагу в «традиционной» психологической работе удается только через целый ряд приемов и преодолевая сопротивление клиента. А игра позволяет это сделать быстро и эффективно.
Еще одним достоинством игры является то, что в ней задействованы различные системные уровни: телесный, сознательный, бессознательный, а также вербальный и невербальный. Это особенно важно для работы с репродуктивной сферой, которая сама осуществляется на всех этих уровнях.
Собственно, все выше сказанное относится к проблемам в реализации не только репродуктивных задач, но и других жизненных целей. А значит расширяет и область применения методики относительно проблем клиентов, их возраста и пола. В это плане хочется пожелать автору в дальнейшем расширить возможности применение игры и для мужчин, причем не только в плане достижения общих жизненных целей, но для подготовки к рождению ребенка и адаптации к родительству. При этом, учитывая, что мужчина не может сделать это сам без женщины, использование уже имеющихся образов женских богинь может дать мужчине возможность проработать свои отношения с женскими фигурами и свои проблемы с доверием материнской сущности женщины – как матери его детей. И не будем забывать, что в разных мифологиях и религиях есть женские фигуры, наделяющие самого мужчину мужскими качествами.
Еще одна особенность игры связана с процедурой ее проведения. Для этого нужна специальная подготовка ведущего, который не только сможет сопровождать клиента в игре, но и поможет ему ассимилировать полученный опыт и будет сопровождать в дальнейшем продвижении к достижению его целей. Как любое эффективное психологическое средство, эта игра запускает глубокие внутренние процессы, конечно требующие дальнейшей психологической работы. Такая подготовка обязательно должна быть в форме специальных обучающих семинаров. Сложность и многоаспектность методики не позволяет ее просто «запустить в практику» в формате методического текста.
Разумеется, в процессе отработки методики на практике, автор встретится с различными новыми вопросами, открытиями и возможно проблемами – и надеюсь, что все эти моменты мы будем иметь возможность обсуждать в нашем профессиональном сообществе.